Интересная статья.
(Елена Рогова,Cinemotion)01.02.12
"В последние годы кассовые сборы в кинотеатрах США катастрофически падают. Только в 2011 году американские сети продали на 50 миллионов билетов меньше, чем в 2010. Значит ли это, что эпоха большого кино подходит к концу? Почему зрители отказываются смотреть фильмы на широком экране и что нужно сделать, чтобы Голливуд не проиграл цифровым медиа в битве за аудиторию?
Сможет ли Голливуд выйти из кризиса?Большинство представителей крупных западных студий связывают провал своих фильмов в прокате с видеопиратством и «оттоком» зрителей в интернет. Действительно, нет смысла спорить: цифровые медиа предоставляют аудитории более интересные и разнообразные способы развлечений, чем кинозалы. Нельзя спорить и с тем, что бесплатные файлообменники наносят киноиндустрии большой ущерб. Наверняка это так. Хотя, справедливости ради надо заметить, что никто пока не разработал объективных методик подсчета: какую часть зрителей индустрия теряет в результате возможности качать файлы в сети.
читать дальшеТем не менее, сегодня в западной индустрии идут острые споры: «Есть ли будущее у кинотеатров, и что им делать, чтобы выжить в конкурентной борьбе?» MPAA, RIAA и студии-мейджоры активно лоббируют антипиратские законы в надежде вернуть зрителей в кинозалы и заставить покупать лицензионные DVD. Но в это же время в индустрии начинают звучать голоса тех, кто считает, что основная причина проблем – не пиратство, а сам Голливуд, который слишком долго почивал на лаврах и проглядел момент, когда надо было адаптироваться к новым правилам игры.
Пока, в большинстве своем, гиганты западной киноиндустрии не очень успешно справляются с этой задачей. Можно назвать как минимум три ошибки голливудских студий, в результате которых они теряют аудиторию.
Рост цен на билеты в кинотеатрах
При колоссальном количестве бесплатных файлообменников и недорогих кинобиблиотек в интернете, цены на билеты в кинотеатрах постоянно растут. В 2011 году кинотеатры продали примерно такое же количество билетов, как и в 1995, но выручка от их продажи в 2011 увеличилась почти в два раза. При этом по степени комфортности кинозалы остались на уровне 1995 года. В результате большинство американских зрителей говорят, что не готовы платить деньги только за возможность посмотреть фильм, пока он новый.
Доступность видеоконтента
Еще одна актуальная проблема, которую Голливуд не торопится решать, – это быстрота распространения видео в сети и привычка современной аудитории мгновенно получать доступ к любой информации. С момента выхода фильма в прокат до его появления на лицензионном DVD в США проходило минимум 90 дней. Недавно студии договорились сократить этот срок до 60 дней, но вряд ли это можно назвать кардинальным решением проблемы – ведь интернете экранки и rip'ы появляются чуть ли не в день премьеры. А на радикальные меры – например, выкладывать видео по запросу на платных веб-ресурсах сразу в день премьеры – студии пока явно не готовы, боясь упустить часть прибыли.
Ориентация на подростковую аудиторию
По мнению большинства независимых экспертов, именно то, что Голливуд ставит ставку на легкое зарабатывание денег, и ведет к провалу. Теперь даже рядовые американцы предъявляют студиям претензии в излишней коммерциализации и работе только на подростковую аудиторию. Взрослые зрители тоскуют по эпохе 90-х, когда Голливуд выпускал картины, обладавшие большой художественной ценностью и становившиеся событиями мирового масштаба.
Джерри Лопес (Gerry Lopez, генеральный директор сети кинотеатров AMC Entertainment Inc): «Я думаю, что все это сводится в конечном итоге к качеству фильмов. В 2011 году у нас в прокате просто не было таких универсальных картин, которые привлекали бы аудиторию разных возрастов, национальности и дохода».
Провалы в прокате и низкие сборы Голливуд переживал и раньше, но всегда находил выходы из тупика. Такие пути есть и сегодня. Ниже – несколько советов, которые эксперты предлагают для решения проблем.
Отказаться от франшиз в пользу оригинальных идей
Сиквелы, ремейки, приквелы в какой-то момент показались руководителям студий гарантией успеха. Но франшизы не бесконечны, особенно если параллельно не разрабатывать новые идеи. Сделав ставку на бренд, Голливуд столкнулся в итоге с необходимостью извлекать на свет божий персонажей из старых забытых комиксов, – таких как «Зеленый фонарь» (Green Lantern), например.
Снова сделать ставку на институт звезд
С излишней «заточенностью» Голливуда на создание развлекательных франшиз связывают и постепенное исчезновение актеров – звезд мировой величины. А ведь именно они всегда привлекали зрителя в кино, и являлись гарантом качества фильма. Современные голливудские звезды – симпатичные парни и девушки, они популярны у подростков, могут продавать развлекательные фильмы и рекламу в глянце. Но им не хватает веса, харизмы и глубины, которые делали актеров прошлых лет настоящими кумирами и привлекали в кино миллионы зрителей по всему миру.
Встроиться в реалии текущего дня
Чтобы выйти из кризиса, Голливуду надо снова начинать думать креативно, в том числе – использовать новые технологии, а не бороться с ними. Положительный пример: «Аватар» в 3D. Джеймс Камерон сделал именно то, что нужно: предложил аудитории новый технологический аттракцион, не доступный в сети. И зритель пошел в кино. Дальнейшее развитие событий, правда, показало, что сама по себе технология не может стать гарантией успеха. Зрителю нужны истории со смыслом, с грамотно выстроенной драматургией.
Хорошая новость: на такие истории билеты продаются всегда."Почти во всем солидарна с автором, все высказанные пункты можно соотнести и с Россией.
@темы:
кино,
отчеты,
статьи